Автор:
Щербаков Я. Е. Директор МФТЦ cmolotka.ru, Член Комитета по закупкам и электронным торгам ЧОО «Опора России»Член Общественного совета УФАС по Челябинской областиВ практике реализации закупок для государственных/муниципальных нужд, не редко встречаются случаи, когда заказчик четко не определяет срок оплаты по контракту и ставит обязательство по оплате выполненных работ (оказанных услуг, поставленных товаров), в зависимость от факта: доведения лимитов бюджетных обязательств, наличия денежных средств, поступления финансирования и т.д. Иными словами, в контракте используется отлагательное условие, предусмотренное ст. 157 Гражданского кодекса РФ, допускающей совершение сделок, где стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет. Однако, в данном случае, отлагательное условие применяется только в отношении обязательства заказчика оплатить исполненный контракт. При наличии указанных обстоятельств, можно констатировать два принципиальных нарушения:
Во-первых, по общему правилу заказчик не имеет права осуществлять закупки товаров, работ или услуг, при отсутствии факта доведения до него соответствующих лимитов бюджетных обязательств. Данный запрет действует не только на заключение контракта, но и на включение той или иной закупки в план-график и размещение извещения о её проведении. Действие заказчика, в разрез данного правила можно квалифицировать как правонарушение, предусматривающее ответственность по ст. 15.15.10 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на ответственных должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти тысяч рублей.
Несмотря на то, что, Федеральный закон № 44-ФЗ не содержит в себе прямых ограничений в части возможности заказчиком осуществлять действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) в отсутствие финансового обеспечения, данный запрет вытекает из системного смысла положений данного Федерального закона и Бюджетного кодекса РФ.Так, ч. 1 ст. Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрена обязанность для заказчика заключить контракт на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. В соответствии с п. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с утвержденным планом-графиком закупок, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных п. 3 настоящей статьи.
В силу данного положения, а так же п. 3 ст. 219, п. 5 и 11 ст. 161 БК РФ, заказчик, как получатель бюджетных средств не может принять бюджетные обязательства (разместить закупку, заключить контракт) в отсутствии доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Во-вторых, отсутствие четко определенного срока и порядка оплаты по контракту за выполненные работы, оказанные услуги или поставленный товар, и установление зависимости такой оплаты от отлагательного условия, противоречат гражданско-правовой природе контракта и нарушает положения Федерального закона № 44-ФЗ.В соответствии с ч. 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ, в контракт включается обязательного условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Сроки, установленные сделкой, исходя из ст. 190 ГК РФ, могут определяться календарной датой или истечением периода времени, в том числе, срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. В данных обстоятельствах, условие оплаты, поставленное в зависимость от события (наличия денежных средств), относительно которого неизвестно, произойдет оно или нет (отлагательное условие), не позволяет определить срок оплаты по контракту. Помимо этого, применение отлагательного условия, в отношении обязательства по оплате нарушает ст. 422 ГК РФ, устанавливающую обязательное соответствие положений договора императивным нормам закона.
Так, заключаемые контракты на поставку товаров, работ или услуг для государственных нужд, по общему правилу ст. 423 ГК РФ, являются возмездными сделками. Иные же условия, ставящие оплату на «усмотрение» заказчика, превращают возмездный контракт в безвозмездный, что противоречит существу контрактных отношений. Отсутствие денежных средств, в том числе в связи с неполучением бюджетного финансирования, не является основанием, и не может является условием для освобождения заказчика от выполнения гражданско-правовой обязанности по оплате контракта.
Правовая природа сделки, совершенной под отлагательным условием такова, что обе стороны сделки считаются условно управомоченными и условно обязанными вплоть, до наступления отлагательного условия, и, только, после его наступления у ее сторон появляются реальные права и обязанности, связанные с ее исполнением. Заключенный сторонами государственный контракт не может считаться сделкой, заключенной с отлагательным условием, если он подлежал исполнению с момента его заключения, и не предусматривал отлагательного условия своего исполнения для поставщика (подрядчика, исполнителя).
Из данной позиции исходит и Минфин России, рекомендующий в своем письме от 25 марта 2015 г. № 02-02-04/16546, включать в государственный контракт, срок действия которого, превышает срок действия доведенных лимитов бюджетных обязательств, следующую формулировку для отлагательного условия: «Начиная с 2016 года поставщик (подрядчик, исполнитель) исполняет свои обязательства, оплата которых будет производиться в 2016 году и последующие годы, только после получения от заказчика уведомления о доведении (утверждении) заказчику объема прав на принятие и (или) исполнение обязательств, позволяющего в соответствующем году оплатить контракт без изменения его условий».